Учитель - логопед МБОУ Александровской СОШ - Зенцова Марина Александровна (8-928-114-73-95)
Логопеды играют важную роль в школьной системе, помогая учащимся с различными нарушениями речи и языка достичь своего полного потенциала. Они работают со студентами всех возрастов, от дошкольников до старшеклассников, предоставляя индивидуальные и групповые услуги по оценке и коррекции речевых и языковых нарушений.
Кто такой учитель-логопед
Учитель-логопед - это педагог, который имеет специальную подготовку в области логопедии и занимается коррекцией речевых нарушений у детей школьного возраста.
Учитель-логопед работает в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях).
Основные функции
Диагностика | Диагностика нарушений речи и языка у учащихся |
Индивидуальный план | Разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы |
Групповые занятия | Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий |
Консультация | Консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей |
Профилактика | Профилактика речевых нарушений |
Учитель-логопед помогает детям преодолеть различные речевые нарушения, такие как:
- Нарушения звукопроизношения.
- Заикание.
- Нарушения голоса.
- Нарушения темпа и ритма речи.
- Нарушения лексико-грамматического строя речи.
- Нарушения чтения и письма.
В своей работе учитель-логопед использует различные методы и приемы коррекции речевых нарушений, а также тесно сотрудничает с другими специалистами (врачами, психологами, педагогами), участвуя в разработке комплексных программ помощи детям с нарушениями развития.
Обязанности учителя-логопеда в школе
Диагностика речевых нарушений: Проведение обследований для выявления и оценки нарушений речи и языка у учащихся.
Разработка индивидуальных планов коррекции: Создание индивидуальных планов коррекционной работы для каждого ученика с учетом особенностей его речевого нарушения.
Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий: Проведение занятий по коррекции речевых нарушений с использованием различных методов и приемов.
Консультирование родителей и педагогов: Предоставление консультаций родителям и педагогам по вопросам речевого развития детей, а также рекомендаций по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями.
Профилактика речевых нарушений: Проведение профилактических мероприятий по предупреждению речевых нарушений среди учащихся.
Ведение документации: Ведение речевых карт и другой необходимой документации.
Участие в консилиумах и психолого-педагогических комиссиях: Участие в консилиумах и психолого-педагогических комиссиях для обсуждения вопросов диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся.
Сотрудничество с другими специалистами: Сотрудничество с учителями, психологами, социальными педагогами и другими специалистами для обеспечения комплексного подхода к образованию и развитию учащихся с речевыми нарушениями.
Кроме того, учитель-логопед может выполнять следующие обязанности:
- Участие в научно-практических конференциях и семинарах.
- Проведение просветительской работы среди родителей и педагогов.
- Разработка и внедрение новых методов и приемов коррекционной работы.
Чем занимается учитель-логопед в школе.
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевых расстройств у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это только верхушка айсберга, которую можно увидеть, а точнее услышать. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие связной речи;
- накопление и совершенствование словаря;
- развитие физического и речевого слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- коррекция произношения.
В ходе логопедической работы решаются дополнительные задачи:
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
Проблемы речи вызывают сложности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно. Необходим специальный подход, усиленное внимание. Детям необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.